(c) Den King

ПО ПОВОДУ АНТУРАЖА

на проект «Последний Лученосец»

* * *

...Часы на Ратуше пробили девять.
          Сумерки сгущались над Тисовой Аллеей. Стрижи во всю гоняли в майском воздухе, настигая недостаточно прытких мошек и жуков. Вокруг Поющего Фонтана сгущались тени. Фонари должны были вот-вот зажечься. Жители Хрустального могли гордиться, что их улицы освещались не газом, а электрикой – как в метрополии. Этот факт позволял им почувствовать себя гражданами столичного толка, а приезжие, возвращаясь домой, ворчали по поводу ханжества и высокомерия в Хрустальном...
          Снэйв Саммри совершает по аллее свой ежевечерний моцион. Его лаковые туфли гулко стучат по булыжной мостовой. Кожаный плащ мерно вздымается за спиной. Обе руки в карманах: одна мнет носовой платок – проклятая аллергия на майское цветение уже не первый год мучила Снэйва, – вторая поглаживает монограмму на позолоченном брегете.
          Каждые пять минут брегет извлекается, для того, чтобы в очередной раз явить слезящимся глазам Саммри дистанцию, преодоленную минутной стрелкой. В эти секунды звонкий вечерний воздух оглашался мелодичным перезвоном. Снэйв любил подлавливать своих новых знакомых на знании того, что это за мелодию играет его часовой механизм. Как правило, собеседник недоуменно пожимал плечами – ну звонит и звонит, а что тут такого-то? – иные же пытались морщить лоб, судорожно вспоминая, почему мелодия настолько знакома... А Снэйв едва удерживался от самодовольной ухмылки до ушей – он-то уж знал, что это играет старинный мотив Карнавала:

…Король назад приехал
          Моложе на сто лет.
          О-эй! Король вернулся
          Моложе на сто лет!

Да, по радио-репродукторам такого не транслировали. И в салонах уже давно не играли подобных мелодий. Про слова песни и вовсе говорить нечего – разве какой филолог-любитель их знал, да, быть может, еще помнит какой-нибудь горец преклонных годов, из глуши, где до сих пор не видали ни авто, ни дирижаблей...
          А вот в коллекции Снэйва такая мелодия была. И еще много подобных. Он очень интересовался старинной музыкой. Его электро-граммофон всегда поражал гостей очередными звуками седой старины. А пластинок было уж сотни полторы, не меньше! Хотя книг о тех самых временах в его коллекции было куда как больше...

Тут кто-то помахал ему рукой. Снэйв встрепенулся, вынул платок, протерев слезящиеся от аллергии глаза, и увидел на противоположной стороне аллеи Даллза. В его неизменном кепи, рыжей кожаной куртке поверх зеленого гольфа и со столь же неизменной черной коробкой фотокамеры на груди. Даллз еще раз помахал приятелю рукой, в которой был зажат свежий выпуск «Послеполуденных Новостей», и бодро зашагал навстречу.
          Несмотря на то, что его ходулеобразные ноги в штиблетах и летних брюках, заправленных в гетры, двигались размеренно и неторопливо, долговязая фигура Даллза приближалась достаточно стремительно. Расстояние, отделявшее их, он покрыл буквально в дюжину шагов.
          Друзья сердечно поприветствовали друг друга, и тут же устремились в кафе «Старый Ульмер». Там был превосходный кофе, изысканный грамбж, и нежное цикориевое мороженое. Кроме того, там стоял телемонитор. С достаточно большой и мощной линзой, чтобы транслировать новости и спорт для посетителей. Тут можно было расслабиться. И даже клубы дыма из десятков трубок разнообразнейших форматов и размеров не мешали здесь расслабиться и отдохнуть... …

* * * * * *

Вот, собственно, небольшое лирическое хулиганство по миру «Лученосца» а ля «Спустя пятьсот лет после Последней Войны»...
          Что за этим подразумевалось?
          Мир «Лученосца» – это НЕ НАШ мир, хотя в чем-то с ним пересекается... Вернее, он ОЧЕНЬ БЛИЗОК нашему, но дистанция должна ощущаться.

Будем считать прошлое Острова чем-то вроде Аваллона, куда попадали выдающиеся герои нашего мира. Это было время Легенд, время заката вейдэ, Древнего Народа. Про тогдашний антураж и быт можно лишь догадываться. Тихим эхом отголосков этого времени служила запустевшая Страна Водопадов, когда ее посетил Алессандер.
          Когда оных героев накопилось достаточно для того, чтобы восстать против всего противного человеческому на Острове, началось противостояние. Борьба «белого», «красного» и «черного» начал вплоть до гибели Ментаура – эпоха Героев. Вот ее можно смело сравнить со Средними Веками. Легендарными, «артуровскими» – под условно-романтический (прерафаэлитский, если угодно) четырнадцатый век. Фактически все три тысячи лет неизменно. Здесь работает тот же фактор, который мы замечаем в Арде Дж.Р.Р.Толкина: в эпической реальности данность бытия неизменна, хронотоп часто разорван и статичен. Поэтому иные “исторические процессы”, которые у нас мелькают буквально на глазах, в реальности эпической – во Времени Героев, если угодно – свершаются столетиями. И нормы поведения, психология, ментальность, а соответственно и антураж – статичны со времени своего становления.
          Год 3300-й. Последняя Война. Переломный момент.
          Уже в сороковые годы Нового Времени, в дни гибели Ричарда Каддигана и юности Алессандера, крытые массивные кареты становились редкостью. Уже фигурируют шпаги и береты, камзолы и куртки. Фактически, шестнадцатый-семнадцатый век. Разве что пока не видно порохового оружия... Таким образом, что бы мы помыслили на пятисотый год Нового Времени?

Итак, ИМХО, для проекта оптимально зафиксировать моду и антураж на Острове под условное РЕТРО.
          Подобное «Новое Время мира Сказок» мы можем видеть воочию в таких философских сказочных фильмах, как «Тень или Может Быть все Обойдется», «Обыкновенное Чудо», «Убить Дракона»... Помните – Рыцарь Ланселот в гольфе, с шарфом и в долгополом плаще, со шляпой и черными круглыми очками на физиономии? Но у него в процессе появляется старинный меч – хоть и передвигается рыцарь на воздушном шаре. Аналогичны там и жители, и Бургомистр, и стража Дракона, и сам Дракон – вспомните, одна его голова носит полевую форму под Первую Мировую, еще одна – такой себе юноша-дэнди из ресторана на Эйфелевой Башне...
          У «буржуев» подобные нюансы отчасти показаны в проекте «Десятое Королевство» и превосходно прописаны в Плоском Мире Тэрри Пратчетта. А ведь там имеются очень многие привычные нам элементы повседневного быта – пресса, телевидение, спортивные матчи, рекламные агентства, полиция – но все они дивным образом вписываются в как бы пост-сказочную канву.
          А вспомните стилистику некоторых ретро-панков. Например, мрачненький «Город Потерянных Детей». Или фильм «Бразилия» Терри Гильема: георгианская Англия, но с «навороченным», мрачного вида транспортом (с практическим отсутствием комфорта); мегаполисами из труб и кирпича; с компьютерами, напоминающими симбиоз печатной машинки 30-х с первыми ламповыми телевизорами типа КВН (те, что с огромной линзой перед трубкой); с телефонами, у которых вместо кнопок или дисков переставляются по гнездам на панели несколько проводов разного цвета.
          Отчасти сюда же можно подключить с одной стороны кино-комиксы типа «Тень», «Бэтмэн» или «Небесный Капитан». А с другой стороны, сказки, которые сами по себе были сняты в ретро-антураже, как, например, советский фильм «Проданный Смех»...

Что все это подразумевает на практике?
          Ну, для начала упомянем, туфли, смокинги, костюмы-тройки. Галстуки есть обычные, но еще не вышли из моды и бабочки. На головах кепи или шляпы. Хотя бывают и панамы, и можно увидеть канотье. Типичны длинные плащи. Не те, которые мушкетерские, а те которые с рукавами, как бы «гангстерские»/полицейские. К ним, соответственно, типичны кожаные перчатки… Дамы: вечернее платье без рукавов. Зато перчатки – выше локтя. Плюс шаль или мех на шее и роскошная дамская шляпа или шляпка-колокольчик...
          Но это официал. А что может носить простой народец? Да те же гольфы (легкие свитерки), поверх которых часто накинут пиджачок или куртка. Летние брюки (нередко – на подтяжках), которые могут быть заправлены в высокие носки. Летний кремовый наряд либо полосатый/клетчатый костюмец. Нормальны рубашка+жилет. На ногах стандартны туфли, сандалии или летние туфли-теннисски. Но не кроссовки «Адидас»!
          И без найковских спортивных костюмов с кедами, а ля «грибник» или «гопник». Также лучше воздержаться от джинсов (исключением служат джинсы-комбинезоны – это прикольная пролетарская мода) и курток на молнии.
Нет, если это критично для образа – тогда ладно, но все же для гармоничности образов все же лучше как-то блюсти меру
.
          Мужчинам стандартна рубашка, на которую надета вязаная безрукавка (часто – полосатая). Волосы у мужчин нередко налакированы. Очки роговые, чаще всего круглые. Бывают пенсне. Богема – ну, на откуп… Черная рубашка с платком под декаданс или наоборот, что-то пестрое и с переподвыперевертами под дикую стрижку – кому что ближе.
          Дамы опять же в летних платьях с ажурным воротом и шляпка-колокольчик (желательно под соответствующую короткую прическу), вязаный берет, наконец. Опять же, блузки, рубашка+юбка. Возможна версия дамы-фурии в пиджаке и галстуке, в сапогах, с прической каре и сигаретой с длинным мундштуком в зубах.
          А вот женские брюки разве что у феминисток ;).
          Для подростков достаточно типичны шорты, все те же высокие носки и рубашки с коротким рукавом. Либо же туфли+штаны+«вратарка» с кепкой. «Вратаркой» я на самом деле называю собственно «футболку» в ее изначальном значении. Вспомните футбол тридцатых! Свободно облегающее торс спортивное нечто с длинными рукавами – у наших вратарей такой покрой остался до сих пор, хотя остальные футболисты бегают давно уже в коротком...
          Девушки – ну, платьица в цветочек… Но и юбки с блузками тоже ничего. Плюс, там, какие-нибудь беленькие чулочки с изящными туфельками.
          Что еще? Военная униформа – ну, под Первую Мировую сойдет. Кто раздобудет штатскую одежду офицеров – френч – вообще превосходно будет! Галифе с сапогами, каска или жандармская фуражка тоже вполне превосходно. Можно, конечно, кому интересно, отыскать бушлат и сварганить матросский берет с бомбоном.
          Пролетарский вариант – просторные штаны и куртка поверх клетчатой рубахи плюс кепка. Комбинезон с кепкой. У женщин на голове косынка.
          Археологи – ну, кто помнит фильм «Мумия» или начало фильма «Звездные Врата»: песочного цвета шорты и рубашка с карманами и коротким рукавом, высокие вязанные носки с «экспедиционными ботинками», а на голове шляпа, картуз либо же вообще пробковый шлем (хотя такую фигню нынче найти ой как непросто…).

* * *

Что же до самого антуража, то тут must be MIX. В смысле, больше условностей, чем с модой. Я упоминал про всякие ретро-панки – так вот такого типа. То есть, мобилок и стереосистем, к примеру, нет. А вот телефон и в нем «Девушка! Девушка!» – имеется. Как вариант, могут быть и рации типа полевых, с фронтов Первой Мировой... Есть музыка в патефонах и предложенных выше электро-граммофонах. Есть радио и теле-мониторы (ну, все те же лампы и линза).
          Огнестрелка – имеется. Тут можно поприкалываться, например кольт-Магнум с оптическим прицелом. Или ружьишко, которое склепал профессор Браун в «Назад в будущее -3».
          Скоростные авто на паре и электрике – как вариант, бензина может и не быть вообще! А зачем нам нефтяные вышки и всякие пластики с мазутами?! Пусть паровые технологии а ля Жюль-Верн плавно перейдут в технологии электронно-информационные (хотя и ЛАМПОВЫЕ). В воздухе курсируют дирижабли.
          Фото желательно «как-бы-делать» чем-то похожим на камеры сороковых-пятидесятых: такие крупные квадратные, вид сверху (на барахолках за копейки попадаются).

У нео-Ловчих вполне могут быть своеобразные детекторы, ранцы со шлангами для всоса эктоплазмы, навороченные типа-компасы для экто-локации. Наушники и микрофоны старого образца.
          Окуляры и запорченные объективы от зенитов можно соединять с тросиком и нацепить на лицо – эффект супер! Кто видел «Город Потерянных Детей» – поймет, о чем я. Часы наручные только-только появляются. НЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ. Если у вас принципиально есть в наличии ТОЛЬКО часы электронные – ну нацепите на них какую-нибудь фигню, напоминающую крупный циферблат. Для видимости.

Понятно, что многое из этого порою трудно достать. Но уж наверное легче, чем пошить с нуля крутой средневековый камзол. На сэкондах послевоенные пиджачки можно достать таки за копейки. Фрэнчи – сложнее найти, но зато как стильно! И девчата могут поспрашивать бабушкины платья для танцплощадок. Правда, может быть непросто выпросить их на полигон… К слову, кринолины под платье для оперетты – тоже могут пригодиться. Но такое доставать еще сложнее (разве только легче тем, у кого оно УЖЕ имеется...).
          Зато вдумайтесь, какой кайф выдержать более-менее цельную стилистику! И вообще – много ли у нас было игр в антураже Ретро? Тем более – полигонных...