Борис Успенский, г.Харьков
Е.Ливанова, г.Москва

Morituri te salutant!

Всадник! Уж не ко мне ли? Развелось нынче героев, хоть пруд пруди. Вечно, размахивая ржавой железякой, норовят куда-нибудь влезть и геройски, как же иначе, сдохнуть, выпучив блудливые глазенки...
      ...Знавал я одного воина, который сначала рубил, а потом задавал вопросы. Это помогало до поры до времени, но фортуна изменчива. Сошелся на дороге сей воитель с тем, кто сначала стрелял, а потом думал, и провалялся месяц на постоялом дворе, зализывая раны души и тела. В основном души, конечно...

В среде так называемых «ветеранов» игрового движения очень модно в последнее время отмечать падение качества ролевых игр по сравнению с временами, когда «деревья были большими». Причины тому называются разнообразные; можно с ними спорить, можно соглашаться, можно просто списывать все на смену поколений, расслоение интересов игроков или даже прогрессирующую интеллектуальную недостаточность подрастающего поколения… К сожалению, на самом деле здесь вряд ли можно говорить о проблеме в полном смысле слова: если в некоем направлении не предпринимается никаких действий, значит, status quo покамест, по большому счету, устраивает всех. Проблемные точки обозначаются там, где существующее положение дел становится критично неприемлемым. О том, собственно, и разговор.
        Речь у нас пойдет не о такой сложно определимой области, как качество ролевой игры, а о вещи простой и доступной в самых непосредственных ощущениях – а именно, о безопасности игрового моделирования боевых взаимодействий. Казалось бы, тема уже достаточно замыленная – однако время не стоит на месте, постоянно освежая проблеме вкус и цвет. Например, за счет неуклонно возрастающего травматизма даже при наличии достаточно качественного защитного вооружения. Давайте попробуем посмотреть, в чем здесь проблема, как ее решить и стоит ли это делать?

Если раньше, в сезонах 1991 – 1996 годов, серьезные травмы в игровой боевке были натуральными «ЧП», то сейчас это стало пугающей обыденностью, нормой, своеобразными «издержками производства». За примерами далеко ходить не надо. Весной 2004 года под Харьковом проходила игра «Ведьмак», поставившая абсолютный рекорд украинских игр по травматизму (две тяжелые черепно-мозговые травмы, несколько переломов, не считая уже прочей “мелочи”). Сезон 2005 года только начался, и первая же харьковская весенняя игра показала полную несостоятельность “турнирного” подхода к игровому фехтованию. Если нужно, приведу еще более свежий пример – даже на последней игре А. Немировой, при жестком отборе заявок и подборе контингента, игроку, изображавшему лесного медведя, разбили голову мечом так, что пришлось накладывать швы. Да что там говорить – есть данные, что в Киеве на уровне властных структур, работающих с молодежью, уже всерьез обсуждается идея административного запрета на ролевые игры, как опасное для здоровья участников времяпровождение. Из России приходят еще более драматичные известия: не так давно в Екатеринбурге, в процессе беспорядочного самодеятельного “турнира” погиб 16-летний юноша. Несчастный случай – исключительно по причине пренебрежения правилами игрового боя со стороны обоих участников. Мы полагаем, что всего этого уже вполне достаточно для осознания, что проблему надо решать, пока органы охраны правопорядка не решили ее за нас.

Большая часть сегодняшних участников ролевых игр пришла в движение после 2000 года. Это был большой наплыв, связанный с качественным скачком ролевых игр, как социального и культурного феномена – то есть, когда РИ из полуподпольного и по-своему элитарного занятия стали превращаться в популярное хобби. Немногие из этих ребят успели увидеть моделирование военного пласта на достойном уровне: квалифицированных инструкторов по игровому бою, как и пряников сладких, увы, не хватило на всех. Зато на свежее непаханное поле сбежалось великое множество самозванных «гуру» от меча и топора, не имеющих понятия о правилах и нормах, зато успешно реализующих свои молодые амбиции и жажду победы любой ценой… И вот результат - от полигона к полигону массово, как типаж, шествует «отъявленный маньяк», утверждая «право сильного» в своем убогом понимании. Возникает ощущение, что, по мнению большинства «бойцов», в «средние века» люди только и делали, что дрались до бесконечности, подогрев себя изрядной дозой алкогольного стимулятора. Посмеем утверждать, что это не так, совсем не так. Участие в битвах для воинов старых времен было почти праздником, возможностью вырваться из круга гарнизонной скуки, наполнить отощавший кошелек звонкой монетой. А тут – вовсе не моделирование эпохи, а какая-то сплошная Валгалла, бесконечная алкогольно-стальная феерия.

Древнее и сложное искусство фехтования вполне успешно нивелировалось до стандартного набора правил на турнирах и совершенно исчезло на ролевых играх. И ведь многие игроки отдают массу сил, денег и умения для того, чтобы сделать достойную экипировку, пошить элегантный костюм, выехать, заметим, на игру, а не на турнир - а затем «рубиться» с утра до вечера, нимало не заботясь о мало-мальской сюжетной мотивации своих действий.
        Автор данной статьи совсем не против турниров, поскольку сам бывал маршалом на чемпионатах и розыгрышах кубка Украины, но как тут не вспомнить замечательные строки К.Саймака: «Жучки должны падать в октябрьский эль с дивной избирательностью». А вот избирательности-то как раз и нет… Многие организаторы и участники игр без разбора смешивают в одном флаконе принципиально несовместимые вещи. В угоду этой публике игровые правила боевых столкновений все чаще подменяются турнирными, причем в неадаптированном и не сбалансированном варианте. На играх открыто вводится стальное и дюралевое оружие, владение которым требует длительной физической и психологической подготовки.
         «Бойцы-маньяки» чаще всего не рискуют выходить на честное ристалище, где за удары вне правил следует дисквалификация. Гораздо проще устроить бойню по несуществующим правилам. Аккуратная работа теперь не в моде, более того, в глазах современных «бойцов» она свидетельствует о мягкотелости и трусости. Когда ролевые игры только начинались и спортивная составляющая еще не имела такой большой роли в игровых боях, первое, чему учили на фехтовальных тренировках кроме точности удара, был так называемый «лайт-контакт», фиксирование удара (для тех, кто не в курсе: это когда в бою идет работа на касание, обозначение поражения противника, а не на удар со всей дурацкой мочи).
        Распространенный аргумент против лайт-контакта - мол, противник в полном доспехе не чувствует касания и не отслеживает поражение. Господа, не нужно «отмазок». Грамотный, обученный боец и в таком случае сумеет соизмерить силу удара так, чтобы его «услышали» - однако при работе в незащищенное тело натренированная рука сама остановит оружие. Отказ от лайт-контакта имеет смысл только на турнирах, где исключено присутствие участников без основательного защитного снаряжения, но в высшей степени странно проводить знак равенства между турниром и ролевой игрой.

Теперь несколько слов об оружии, хоть бы и о тех же игровых мечах. Безусловно, металл или тот же текстолит гораздо практичнее и, на первый взгляд, не требует особого ухода, в отличие от дерева. Однако настоящий боец после каждой игры, как если бы и после взаправдашнего боя, проверяет оружие, восстанавливает армировку, покрывает лезвие лаком. У автора статьи деревянный клинок, армированный стеклотканью и эпоксидной композицией, «прожил» в течение шести сезонов, покуда, вследствие износа деревянной основы, не поломался в бою. К слову сказать, металл при интенсивном ведении боя изнашивается довольно быстро, как и крошащийся текстолит. Нельзя без содрогания смотреть на зазубренные лезвия дюралевых и текстолитовых мечей, плохо закрепленные эфесы, не закругленные рубящие кромки. Мы полагаем, что для того, чтобы вернуть культуру фехтования на ролевых играх, было бы полезно, кроме прочего, пойти и на непопулярные меры по ограничению и запрещению использования стального, дюралевого и текстолитового оружия.

С собственно фехтованием дело обстоит еще хуже, чем с вооружением. Согласно турнирной практике, голова является наиболее удобной точкой для поражения, что при отсутствии практики колющих ударов может с большим успехом принести победу в поединке. Заметьте, господа: в поединке, который отслеживают пять маршалов и который происходит по жестким правилам, при использовании настоящего защитного снаряжения. На игре, где достаточное количество игроков не имеет хорошей защиты, подобные вещи недопустимы. Аргумент «а пусть они все ее наденут» - это не аргумент. Неужели при штурме того же средневекового города все были в доспехах? Как быть, если по неосторожности ударишь человека, исполняющего роль лекаря или священника? Не побоимся сказать, что игровой публике не помешала бы практика проведения игр вообще без доспехов, чтобы игрок учился уважать соперника, ценил игровую и реальную жизнь.
        Природа травм, получаемых в игровом бою, различна, но корень всех причин кроется в технической и психологической неподготовленности многих участников игрового боя. Впадание в «боевой раж», когда уже не смотришь, кого, куда и как ты бьешь – это не признак «великого воинского духа», это еще одна разновидность банальной истерики, опьянение адреналином, которого так не хватает книжным детям «городских джунглей». Это элементарное отсутствие культуры боя. Класс бойца определяется умением корректно и точно наносить удары, а не прогибать лезвием меча пятимиллиметровую сталь или сокрушать ребра.
        Если бы игроки (в идеале – поголовно) обладали и психологической устойчивостью, и умением, позволяющим по ходу боя соизмерять силу и направление удара, многие проблемы просто бы исчезли, как класс. Однако эти навыки приходят только в процессе длительной специальной подготовки. Увы, современные бойцы желают всего и сразу, предпочитая не тратить время на долгие изнуряющие тренировки. Существующие на нынешний момент клубы исторического фехтования занимаются, по большей части, подготовкой турнирных бойцов, а вот основная масса ролевиков в боевом плане совершенно не организована. Самопальные тренировки в парках и скверах положения не спасают – на них только укрепляется порочный стереотип «боев без правил». И я уже просто молчу об употреблении алкоголя. Я не припомню случая, чтобы на турнире боец вышел на ристалище подшофе. На игре же это правило благополучно не вспоминается.
        В общем, причин в достатке, следствие одно: возрастающий травматизм, который естественным образом вызывает недовольство окружающих, истерики родителей, недоумение сотрудников властных и правоохранительных органов.

Есть ли выход из сложившейся ситуации? Мы предлагаем вспомнить такой хорошо забытый опыт, как прием экзаменов на мастерство и право владения оружием, предложенный и реализованный мастерами еще в 1994 году при подготовке к игре «Сумерки Мира» (Харьков). Кстати, нелишне напомнить, что членом мастерской группы этой игры, консультантом по первоисточнику и по бою был один из авторов книги, писатель Д.Громов, работающий с О.Ладыженским под общим псевдонимом Г.Л.Олди, в чьих книгах тема сущности и поэтики боевых искусств идет сквозной нитью. И не на пустом месте – оба писателя много лет своей жизни посвятили восточным боевым традициям. Опыт этой игры дал хорошие плоды, жаль, что не задал распространенного образца.
        Ну так вот, как минимум частичное решение проблемы нам представляется в распространении практики экзаменования и введении в широкий обиход некоего универсального сертификата игрока, без которого он не имеет права брать в руки оружие на играх. (Сертификат допуска предлагается выдавать на сезон, дабы бойцы не расслаблялись и не теряли форму). На таком сертификате были бы полезны, кстати, штрафные талоны некорректного поведения, аннулирование которых лишает игрока пользоваться на играх оружием в течение года до сдачи следующего экзамена. Мы способны предположить, что здесь могут быть злоупотребления со стороны мастеров, но при здравом подходе и участии заинтересованных коллег можно продумать и более удачный вариант.
        Если кто-то спросит, как же охватить подобной работой нынешний огромный контингент, когда на большие летние игры собирается по несколько сотен (а в России – уже и тысяч) участников, на это мы ответим, что это не является такой уж проблемой: это можно спокойно и не торопясь делать в межсезонье, при клубах, на конвентах, перед малыми играми в начале сезона.
        При наличии организованной подготовки к играм под руководством опытного наставника увеличивается степень социальной ответственности и просто ответственности за свои поступки. Конечно, для этого потребуются квалифицированные инструктора. Однако, положа руку на сердце, признайтесь: не так уж и мало среди нас осталось игроков и мастеров «первой» и «второй» волны, имеющих надлежащий опыт и боевой уровень, способных готовить качественные игры, а не развивать безграмотную субкультуру «меченосцев».
        Конечно, для такой затеи необходима поддержка со стороны мастерских коллективов, заинтересованных в понижении риска для здоровья на своих играх. Можно вести речь о конвенциональном договоре ряда мастерских групп с группами экспертов-экзаменаторов.
        Базой для реализации системы допусков собственно на игре можно сделать следующий подход: игрок, успешно сдавший экзамен на владение основами игрового боя и получивший сертификат, при заявлении на игру автоматически получает допуск к боевым ролям, включающий право на использование в игре нормального игрового оружия (стандартные модели клинкового, метательного и другого потенциально травмоопасного вооружения). Игрок, не проходивший допуск или не сдавший экзамен, получает право на использование исключительно «альтернативного» оружия (пенопластовая дубинка, тряпичный кистень и другие модели, нетравмоопасные даже в самых неопытных руках). Разумеется, при таком подходе роль воина (рыцаря и т.п.) не сможет достаться первому встречному, однако кто и кому может помешать при желании пройти соответствующую подготовку? Заодно снизится количество агрессивных «чайников», которые своей «игрой» в «рыцарских» ролях позорят честное звание воина и служат неиссякаемым источником травматизма.

В конечном итоге, единственное конкретное и реальное предложение нам видится в том, чтобы нормировать игровое фехтование так же, как на определенном этапе были нормированы и «оцивилизованы» другие виды состязаний. На данный момент нам известно три «официальных» разновидности «бескровного» фехтования - это спортивное, историческое и театральное. В каждой их этих трех областей – свои правила и свои нормы. Нетрудно заметить, что по массе критериев игровое фехтование не совпадает с тремя вышеуказанными, к тому же имеет совершенно собственное, отдельное назначение – это обеспечение движения игрового сюжета и психоэмоциональной включенности участников в игру путем непосредственного боевого состязания. Заметьте: боевое состязание в сюжетно-ролевой игре есть не самоцель, а всего лишь средство – для того, чтобы участнику было возможно получить все переживания, присущие персонажу данного игрового мира, включая и боевой азарт. И как всякое средство, боевое состязание должно знать свое место, не подменяя собой настоящую цель и настоящий результат. Однако наличие состязательного момента в игровом фехтовании, безусловно, позволяет рассматривать его и как спортивное действие.

Мы хотим предложить вниманию аудитории проект, который в данный момент находится в разработке у инициативной группы коллег из г.Харькова. Это Ассоциация игрового фехтования.
        Ее основная цель: обеспечение снижения травматизма при боевых взаимодействиях на ролевых играх. Для этого необходимо выполнить ряд задач, как то:
        1. Формальное разграничение стилей исторического (спортивного, театрального) и игрового фехтования.
        2. Разработка методически обоснованных нормативов для игрового фехтования (точность, лайт-контакт и т.п.).
        3. Разработка норм допуска по безопасности на вооружение для игрового фехтования.
        4. Создание экспертных тренерских групп, владеющих указанными нормативами и соблюдающих эти нормативы.
        5. Объединение ряда мастерских групп в конвенцию на основе принятых норм допуска по игровому фехтованию.
        6. Создание формы сертификата Ассоциации.
        7. Организация практической возможности для желающих пройти у тренера-эксперта экзамен на владение игровым фехтованием и получить сертификат допуска.
        8. Выпуск методической литературы и учебных пособий согласно выработанных норм.
        9. Организация практической возможности для желающих пройти обучение по курсу «основы игрового фехтования и техники безопасности».

Заметьте, что здесь мы осознанно не предлагаем регламентировать стандарты для защитного снаряжения. Мы полагаем, что правила и нормы игрового фехтования должны быть принципиально рассчитаны на взаимодействие, в числе прочих, с игроками вовсе без защитного снаряжения. Стоит повториться, что на ролевой игре в боевое взаимодействие может по воле сюжета попасть и мирный лекарь, и монах, и нежная дева, и ребенок (сиречь – несовершеннолетний участник).

В перспективе на основе принятых мер мы видим вполне реальным выделение и оформление игрового фехтования в самостоятельный вид спорта, что позволит не только в лучшей степени организовать обучение и снизить травматизм, но и обеспечит ролевым играм, как активному виду отдыха и спорта, гораздо большую социальную защищенность. Следует также учесть, что вариантов развития событий в перспективе - всего два: либо нас, господа ролевые игроки, в обозримом будущем «закроют» и будут наказывать, как шкодливых щенят, либо мы так или иначе установим правила и нормы. Третьего не дано. На данном же этапе нас интересует мнение других мастеров и игроков относительно означенной проблемы и предложенного способа ее решения.

В качестве приложения, для примера, хотелось бы привести рабочий вариант правил для небольшой игры.

Боевые правила

Особенностью боевых правил на этой игре будет сдача экзамена на владение тем или иным оружием и этот допуск будет записан в игровом сертификате. На игру не допускается любое металлическое оружие, вводятся весовые характеристики, четкие критерии безопасности, анатомический принцип ведения поединков и групповых столкновений.

Экзамен

В основу экзамена положен принцип, разработанный мастерской группой игры «Сумерки мира», проходившей под Харьковом весной 1994 года. Главным критерием допуска является возможность выяснить безопасность работы того или иного игрока по отношению к окружающим.

1. Допуск на умение работать в лайт-контакте.
        2. Экзамен на правильность нанесения ударов и парирования таковых.
        3. Учебный поединок с мастером или назначенным им бойцом.

Экзамен сдается отдельно по классу клинкового оружия, древкового и штангового. Безопасность стрелкового оружия проверяется на владельце с дистанции в 10 шагов. Харьковчане сдают экзамен в течение месяца до игры, иногородние игроки – на полигоне. Место и время будут оговорены заранее.

Критерии безопасности оружия

Клинковое оружие

1. Клинковое оружие должно иметь рубящую кромку не менее 5 мм.
        2. Быть эстетичным, не иметь заусенцев и выступающих крепежных элементов при весе 8 – 10 г на см длины.
        3. Деревянное оружие должно быть армировано на основе стеклоткани и эпоксидной композиции. Для желающих будет дана консультация по армировке игрового оружия.
        4. Центровка должна позволять владельцу контролировать оружие в любой точке боевой траектории.

Штанговое оружие.

1. К штанговому оружию относятся топоры, секиры и кистени.
        2. Лезвие должно быть сделано из мягкой резины при отсутствии на нем металлического крепежа.
        3. Древко должно быть армировано, либо обмотано тканью или кожей во избежание травм при повреждении рукояти.
        4. Вес оружия не должен превышать 15 г на см длины.
        5. Центр тяжести находится на 1/3 длины, считая от лезвия.
        6. Безопасность кистеня проверяется на голой спине владельца.

Древковое оружие.

1. К древковому оружию относятся алебарды, моргенштерны, копья.
        2. Древко должно быть ошкурено и, желательно, проармировано. Древко не должно гнуться при ударе, быть слишком гибким.
        3. Наконечники копий и моргенштернов должны быть сделаны из резины, исключать нанесение травмы.
        4. Разрешено делать лезвия алебард из дерева, при условии норм безопасности, принятых для клинкового оружия и сдачи соответствующего экзамена.

Боевые столкновения

Известно, что вид Homo sapiens, при всех своих моральных и физических недостатках, достаточно живуч. При известном навыке человека можно убить одним ударом, но это случай довольно редкий. Именно поэтому мы решили отказаться от принятой еще в 1990 году «хитовой» системы и распространенной в последнее время «пробивной» концепции. Предлагаемая система рассчитана не только на повышение уровня фехтования, но и на эффектный отыгрыш самой ситуации. Над игроками не будет стоять мастер, поэтому учитесь уважать себя и окружающих Вас людей.
        Предупреждение: голова, шея, пах, кисти рук и стопы – непоражаемая зона! Парирование и захват ладонью оружия без «турнирной» латной перчатки недопустим. На игре могут быть разрешены элементы рукопашного боя при условии сдачи допуска профессиональному тренеру на безопасность работы. В случае хорошего умения работать, но при отсутствии психологического самоконтроля, экзамен по рукопашному бою не засчитывается. Это же касается и допуска на владение оружием. ВЫ ПРИЕХАЛИ НА ИГРУ ОТДЫХАТЬ, А НЕ УБИВАТЬ ДРУГ ДРУГА!
        Учитывая, что на игре легкий доспех разрешен только городской страже, такие правила не должны вызвать затруднения. Доспехи защищают от скользящих ударов и прикрывают только то, что прикрывают. Во всем остальном воин в доспехах так же уязвим, как и любой другой.
        Для тех, кто не очень внимательно изучал в средней школе анатомию человека, напоминаю следующее:
        - прямой колющий удар в грудь приводит к быстрой смерти и сразу выводит из боя;
        - колющий или рубящий удар в живот, в большинстве случаев, ведет к выходу из боя и медленной и мучительной смерти;
        - рубящий удар в руку или ногу выводит их из строя;
        - колющий удар в руку или ногу, за счет кровотечения, сначала приводит к онемению конечности, а потом к ее отключению;
        - любые скользящие удары не смертельны, но приводят к постепенной потере крови, слабости и, в итоге, к невозможности продолжать поединок.

Об эстетичности оружия

Господа! Очень просим понять нас правильно. Эстетичность оружия напрямую связана с его безопасностью, и потому мы просто не верим в бойца, если он не уважает клинок, с которым работает. Боец, не имеющий достойного оружия, к владению таковым на игре не допускается даже при условии сдачи экзамена.