Е.Ливанова
По следам работы семинара в прошлом ещё году я выкладывала описание разных организационных форм для коллективной работы с информационным, теоретическим и практическим материалом. Чтобы понимать, как называется то, что мы делаем на наших семинарах. Это можно и нужно уточнять и дополнять, но в первом приближении будет примерно так:
а) СЕМИНАР (от лат. seminarium - рассадник, переносное - школа), один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов. (БСЭ)
б) СЕМИНАР (франц. s?minaire < лат. s?min?rium — рассадник, питомник, в переносном значении школа) — групповое практическое занятие (цикл таких занятий) студентов вуза или работников организации (нескольких организаций) какой-л. отрасли по каким-л. специальным вопросам (предмету, теме) в целях их более глубокого изучения и для повышения квалификации.
Специфика С. заключается в коллективном обсуждении сообщений, докладов, рефератов, подготовленных участниками С. самостоятельно или под руководством преподавателя. Одним из основных условий проведения С. является наличие доступных каждому слушателю источников — книг, журналов и т. п. Руководитель С. проводит со слушателями беседы, в которых разъясняет цель, тематику и содержание предстоящего С., дает необходимые указания по подготовке сообщений, докладов и др.
Эффективность С. значительно возрастает, если преподаватель заранее продумывает ход дискуссии, формулирует "неожиданные" вопросы, чтобы побудить слушателей к поиску решения проблем. (Российская энциклопедия по охране труда)
Однако в современном культурном контексте слово "семинар" приобрело и более широкое значение, собирательное для разных форм коллективной работы, а не только для обсуждения докладов и другого теоретического или текстового материала. Семинар (особенно длительный или постоянно, регулярно работающий) может включать в себя разные процедуры. Рассмотрим несколько. Рассказываю по своему опыту, на источники сослаться не могу. Буду пояснять термины, которые обычно звучат на ролевых семинарах и конвентах, хотя не всегда употребляются правильно.
1. "Классический семинар" - обсуждение доклада и т.п., см. выше.
2. "Проблемный семинар" - постановка проблемы и выработка способа её решения.
3. "Проектный семинар" - постановка проектной задачи и создание проекта по её выполнению.
4. "Круглый стол" - форма для сбора максимального количества мнений; это сбор информации для последующего её сведения, набрасывание информационного поля по какой-то теме или вопросу; обмен мнениями, информацией, выяснение позиций. Может включать или не включать в себя обсуждение реплик, возражения и т.п.
5. "Дискуссионный круглый стол" - всё то же, плюс дискуссия по теме для достижения некоего определённого результата.
6. "Мастерская" - это когда все вместе что-то делают практически.
7. "Мастер-класс" - это когда кто-то показывает, как надо делать нечто.
8. "Мозговой штурм" - это когда идёт общий креатив в высоком темпе с обязательным запретом на критику и возражения - чтобы было озвучено как можно больше вариантов, хоть бы и парадоксальных. Это для расширения границ и раздвигания стереотипов.
9. "Диспут" - это когда некий тезис (утверждение, представление, способ, всё, что угодно) проверяется на прочность в жёсткой дискуссии. Диспут отличается от простого обсуждения тем, что имеет довольно жёсткий регламент. Диспут может быть как один на один, так и коллективным.
10. "Лекция" - (от лат. lectio - чтение) - систематическое устное изложение учебного материала, какой-либо темы. Допускает вопросы на понимание. Обсуждение не предполагается, поскольку лекция по самому своему жанру подразумевает подачу не спорного, а заведомо учебного, образовательного материала. Если подразумевается обсуждение - то "лекция" сразу переходит в формат "доклада".
11. "Экспертиза" - предполагает подачу некоего материала группе экспертов для вынесения ими экспертного мнения по спорному вопросу относительно этого материала.
Здесь упомянуты, в основном, общеизвестные формы, мы не затрагивали относительно узкоизвестных изобретений ("курсов молодого бойца", "реакторов", "фанки-битв" и т.п.), редких форм (типа "суда") или отдельных крупных направлений (типа ОДИ).
Отдельный разговор полезен о различных форматах более предметно - как это делается, для чего лучше выбирать тот или иной формат, как сопоставлять формат с задачами и т.п.