Время Дороги
Апрель 26, 2018, 01:08:45 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Новости: SMF - Just Installed!
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Магия и Машина (трактат Михаэля Конта) (Книга Знаков-2009)  (Прочитано 2541 раз)
Kat Bilbo
Administrator
Hero Member
*****
Сообщений: 1019


149081628
Просмотр профиля WWW Email
« : Октябрь 19, 2011, 04:53:27 »

…Мне, грешному идеалисту, интересно касаться тем о вечных ценностях и жизненных основаниях. Я полагаю, эти вещи нуждаются в регулярной ревизии - чтобы думать о том, кто ты есть, что ты делаешь и почему, и не быть бездумным винтиком в мире, где хозяйничает Машина.
Наша реальность, современность Острова, во многом характеризуется своей подчиненностью Машине.

Что такое собственно Машина? Машина - это система функциональных мест. Машина по принципу не предусматривает человека, личности. В Машине есть только места. Если заменить человека на том или ином месте, для машины в целом ничего не изменится, если этот человек будет успешно исполнять свои обязанности.

Для нормального обывателя Машина - штука привычная и полезная, она позволяет жить спокойно и стабильно, если она работает, как следует, на достаточное жизнеобеспечение членов общества. Машина все решит за человека, все экзистенции становятся вроде бы как излишни. Машина - это прежде всего Порядок, а нормальный социальный человек любит порядок.
С другой стороны, и обыватель тоже, по возможности, старается избегать Машины непосредственно - чтобы лишний раз не напрягаться. Ведь Машина жёстко требует выполнения обязательств - рабочих функций. Ответственность по отношению к Машине - ответственность не за выбор и решение, а за добросовестное выполнение определенных функций (за порученное дело). Но в то же время обыватель понимает, что именно Машина обеспечивает ему жизнь спокойную и предсказуемую.

Машина сделает с тобой все, что захочет, если ты не попытаешься стать ее частью. Мы платим Машине дань. Тот, кто пытается не платить этой дани, оказывается на обочине жизни. Хотя в отдельных случаях Личность тоже бывает нужна Машине – ежели такова её функция.

Отношение Машины к героям, подвигам и прочим романтическим бредням хорошо выражено в следующих цитатах:
"В жизни всегда есть место подвигу, но не всегда есть место герою". (с)Константин Кушнер
"Герои нужны в минуту опасности, в остальное время герои опасны". (с)Габриэль Лауб
"Машина - чудовище неочевидное, но рыцарей давит, впрочем, как и драконов". (с) Тони Рино. 

В принципе, противостояние Человека и Машины - вещь естественная, можно сказать, диалектическая. На этом столкновении разыгрывается едва ли не бОльшая часть современных жизненных сюжетов…

Не станем говорить, что Машина - это однозначное зло. Многие области человеческой деятельности по-другому организовать просто нереально. Другое дело - когда Машина начинает поглощать все области человеческой жизни - работу, жизнеобеспечение, отдых, творчество. Человек не может полностью существовать в Машине; там, где существование Личности неактуально - он погибает как Личность. Когда человек становится не более, чем материалом для успешного функционирования Машины, наступает гуманитарная катастрофа. То есть, "Машина для человека" - благо. "Человек для Машины" - зло. Когда Машины становится слишком много, она убивает Человека ничуть не менее успешно, чем самое ужасное Чудовище.

Что такое Машина по отношению к человеку и в чем, собственно, ее чудовищность? Что пугает человека в случае столкновения с Машиной?

1. Машина замещает собой волю, выбор, ценности и ответственность человека. 2. Личность практически не может противостоять машине.

Пугает именно "бессилие" человека перед машиной, несоразмерность человечка - Машине.

Попробуем сопоставить, например, на таком материале:
"Эпоха Героев" и "Эпоха Машины"
Эпоха Героев - для нее характерна ощутимая роль личности в историческом процессе:
1. Ты отвечаешь за все, что сделал. 2. Ты отвечаешь за то, что происходит в мире. 3. Ты способен изменить если не все, то многое.

Эпоха Машины - для нее характерен жесткий примат общества над Человеком:
1. У каждого должно быть свое место и добросовестно исполняемые обязанности. 2. Каждый должен быть сыт и доволен жизнью. Система - наша лучшая защита. 3. Прочие сверхценности - иллюзорны и разрушают здоровое рациональное общество.

Я, однако же, повторяюсь, не берусь утверждать в своем тексте, что Машина - это плохо, и все. Многие области человеческой деятельности без Машины просто невозможны, и там она не просто нужна, а необходима.
Беда не в том, что Машина есть. Беда наступает тогда, когда Машина начинает поглощать те области, в которых ее быть не должно. Творческий и научный поиск, личностное и духовное развитие - здесь Машина не просто неуместна, она - губительна.

Конечно, когда Машина реализована грамотно, она не поглощает безраздельно все области жизни Человека. Собственно, Человек и живет-то только вне Машины, в Машине он работает. Или пользуется Машиной для своих нужд, но при этом его собственные основания не принадлежат Машине и продиктованы не ею.

То, что Человек (Личность) и Машина вступают в конфликт по принципу на философском уровне - это нормально. Они и должны в него вступать. На практике этот конфликт должен разрешаться конструктивным компромиссом. Так же, как огонь и вода взаимоуничтожаются, как субстанции, при контакте, но при этом ни то, ни другое - не "плохо", а на основе их взаимодействия получается масса полезных вещей.

В каждом времени есть свои вроде бы непреодолимые вещи. В мире Альдамира - это Ментаур, Чудовища, Всадники и т.п.
А в новом мире непреодолимым фактором, сиречь – Чудовищем, выступает социальная Машина. Та самая всепоглощающая Машина - воплощенная прагматика, возведенное в идеал собственное благополучие, достигаемое с максимальной эффективностью. Не просто Машина, а именно социальная Машина, подмявшая под себя все, нивелировавшая и подменившая собой и ценности, и ответственность, и поиск, и все, что делает человека - Человеком.  Машина, полагающая свои правила – высшим законом для человека, регламентом всей его жизни…

Один из основных проблемных вопросов современности не в том, чтобы уничтожить Машину, а в том, чтобы сохранить те ценности, которым можно служить, за которые можно драться и умирать. Машина к этим ценностям просто индифферентна, их для нее не существует. Потому что эти ценности касаются Личности. А вот машинопослушному социуму эти ценности враждебны, потому что они принадлежат тому, что Машине неподвластно, соответственно - они обеспечивают ту часть жизни, которая Машине неподконтрольна. Неподконтрольность подразумевает опасность, фактор потенциальной нестабильности. Личность, ведомая идеалами, вполне может в случае необходимости проигнорировать Машину и сделать - да все, что угодно, в этом-то все и дело. "Он опасен: от него всего можно ожидать". И это машинопослушному социуму совсем не нужно...

Собственно, к чему я всё это веду. Для многих неочевидна иерархия Магия – Машина – Человек. Рассмотрим и это различение.

Машина противостоит Магии, как искусственное противолежит естественному.
В метафизической иерархии Магия стоит превыше всего, как непосредственное проявление Законов Мира.
Человек, воспринявший Закон Мира, обретает власть над силой и материей.
Маг, являющийся восприемником Законов Мира, полагает самого себя мерилом добра и зла, ибо объективных добра и зла не существует вовсе, точнее – они существуют для тех, кто живёт в положенных им законах, а не кладёт сам законы себе самому и подвластной реальности. Маг же подвластен лишь Законам Мира, которые превыше добра и зла, и он сам кладёт правила свои приспособлениям.
Магия иерархически находится наверху, превыше всего, ибо воплощает собою живой закон мира. Под ней находится Человек (Маг), который воспринимает и реализует законы мира, и только ниже ступенью стоит Машина, коей человек сам полагает правила.
Машина есть творение и инструмент Человека, и Человек сам задаёт Машине цель, задачу и правило, посему Машина стоит в метафизической иерархии ниже Человека. Посему когда Машина получает власть над Человеком, наступает время великого зла. Ибо у Машины как таковой, без Человека, без его воли и цели, коей Человек достигает, есть лишь одна цель, задача и стремление - это поддержание самое себя. Таким образом Машина, воздвигнутая выше Человека, становится Чудовищем, слепым и в лучшем случае имеющим подобие разума, стремящимся стать для Человека Миром и пределом всему. В Машине же Человеку уготована роль технической детали, предназначенной быть частью Машины и обеспечивать её, Машины, существование.
Беда актуального времени в том, что Машина поднимается над Человеком, и это надо остановить.

Мы можем наблюдать, что Машиной в наблюдаемом нами мире выстроено огромное множество конструкций, обслуживающих её. В то время, как естественные социальные и магические системы находятся в упадке. Магические ордена превратились в клубы по интересам; магические школы – подстать орденам. Древний Орден Ловчих, имеющий свои корни на Востоке и впитавший его мудрость, превратился в придаток режима, его цепного пса, а мудрость Ловчих упрощена, упразднена и в итоге, по сути, утрачена. Спросите нынешних Ловчих о том, каково было некогда их предназначение и что бы стали делать они сейчас, возникни вновь старая беда? Я уверен, что немногие смогут хотя бы вспомнить, не говоря уже о том, чтобы выполнить. Всё, что было возможно, даже не уничтожено – профанировано, и это хуже, чем погибель, ибо занимает место, на котором нечто могло бы быть выстроено заново.
Королевская кровь выродилась и иссякла. На Севере и Западе короли ушли уже давно. На Востоке – в официальной ветви нет более наследников линии меча. О скрытой ветви бастардов я скажу как-нибудь отдельно – и в этом не будет ничего лестного.
Традиция Хранителей прервалась сотни лет назад.
Магии не на что опереться в этом мире. Поэтому она уходит, как вода в песок, всё быстрее и быстрее. Издревле магия в мире удерживалась теми людьми, которые могли выстроить способы её реализации в практике – начиная от методов и заканчивая мистическими системами, придающими текучей магической субстанции форму и направление – в соответствии с законами мира. Необходимо восстанавливать мистические конструкты, отражающие естественные законы мира.

Анализируя и сопоставляя тексты древних преданий и магических манускриптов, я вывожу следующий философский конструкт из четырех символических фигур ("пирамида власти"): Король (сила) - Маг (мудрость) - Дама (любовь) - Рыцарь (верность).
Король венчает пирамиду и имеет власть, когда в основании пирамиды, поддерживая его, лежат мудрость, любовь и верность.
Таким образом осуществляется связь Короля со своей землёй.
Король-Маг через эту конструкцию получает силу и власть, как некое богатство, и сам же наделяет этим богатством своих подданных, как это было положено издревле.
Естественным же порядком вещей Король защищает свою землю от Чудовища.

В наше время в роли Чудовища выступает Машина, и суть её я раскрыл в тексте выше.

Остановить Чудовище должен Король-Маг (как издавна велось в землях Востока) – который соединяет в себе человека властвующего – как Король – и мудрость законов мира – как Маг…
Записан

До связи!
К.
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.13 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!