Время Дороги
Январь 23, 2018, 11:55:52 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Новости: SMF - Just Installed!
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Организационные форматы  (Прочитано 4512 раз)
Kat Bilbo
Administrator
Hero Member
*****
Сообщений: 1019


149081628
Просмотр профиля WWW Email
« : Январь 17, 2011, 12:11:51 »

По следам работы семинара в прошлом ещё году я выкладывала описание разных организационных форм для коллективной работы с информационным, теоретическим и практическим материалом. Чтобы понимать, как называется то, что мы делаем на наших семинарах. Это можно и нужно уточнять и дополнять, но в первом приближении будет примерно так:

а) СЕМИНАР (от лат. seminarium - рассадник, переносное - школа), один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов. (БСЭ)

б) СЕМИНАР (франц. s?minaire < лат. s?min?rium — рассадник, питомник, в переносном значении школа) — групповое практическое занятие (цикл таких занятий) студентов вуза или работников организации (нескольких организаций) какой-л. отрасли по каким-л. специальным вопросам (предмету, теме) в целях их более глубокого изучения и для повышения квалификации.

Специфика С. заключается в коллективном обсуждении сообщений, докладов, рефератов, подготовленных участниками С. самостоятельно или под руководством преподавателя. Одним из основных условий проведения С. является наличие доступных каждому слушателю источников — книг, журналов и т. п. Руководитель С. проводит со слушателями беседы, в которых разъясняет цель, тематику и содержание предстоящего С., дает необходимые указания по подготовке сообщений, докладов и др.

Эффективность С. значительно возрастает, если преподаватель заранее продумывает ход дискуссии, формулирует "неожиданные" вопросы, чтобы побудить слушателей к поиску решения проблем. (Российская энциклопедия по охране труда)

Однако в современном культурном контексте слово "семинар" приобрело и более широкое значение, собирательное для разных форм коллективной работы, а не только для обсуждения докладов и другого теоретического или текстового материала. Семинар (особенно длительный или постоянно, регулярно работающий) может включать в себя разные процедуры. Рассмотрим несколько. Рассказываю по своему опыту, на источники сослаться не могу. Буду пояснять термины, которые обычно звучат на ролевых семинарах и конвентах, хотя не всегда употребляются правильно.

1. "Классический семинар" - обсуждение доклада и т.п., см. выше.

2. "Проблемный семинар" - постановка проблемы и выработка способа её решения.

3. "Проектный семинар" - постановка проектной задачи и создание проекта по её выполнению.

4. "Круглый стол" - форма для сбора максимального количества мнений; это сбор информации для последующего её сведения, набрасывание информационного поля по какой-то теме или вопросу; обмен мнениями, информацией, выяснение позиций. Может включать или не включать в себя обсуждение реплик, возражения и т.п.

5. "Дискуссионный круглый стол" - всё то же, плюс дискуссия по теме для достижения некоего определённого результата.

6. "Мастерская" - это когда все вместе что-то делают практически.

7. "Мастер-класс" - это когда кто-то показывает, как надо делать нечто.

8. "Мозговой штурм" - это когда идёт общий креатив в высоком темпе с обязательным запретом на критику и возражения - чтобы было озвучено как можно больше вариантов, хоть бы и парадоксальных. Это для расширения границ и раздвигания стереотипов.

9. "Диспут" - это когда некий тезис (утверждение, представление, способ, всё, что угодно) проверяется на прочность в жёсткой дискуссии. Диспут отличается от простого обсуждения тем, что имеет довольно жёсткий регламент. Диспут может быть как один на один, так и коллективным.

10. "Лекция" - (от лат. lectio - чтение) - систематическое устное изложение учебного материала, какой-либо темы. Допускает вопросы на понимание. Обсуждение не предполагается, поскольку лекция по самому своему жанру подразумевает подачу не спорного, а заведомо учебного, образовательного материала. Если подразумевается обсуждение - то "лекция" сразу переходит в формат "доклада".

11. "Экспертиза" - предполагает подачу некоего материала группе экспертов для вынесения ими экспертного мнения по спорному вопросу относительно этого материала.

Я наверняка что-то забыла, поэтому, кто может - дополняйте! И поправляйте, если где-то была неточна.

Да: я сюда писала, в основном, общеизвестные формы, не затрагивая всяких узкоизвестных изобретений (всяких "курсов молодого бойца", "реакторов", "фанки-битв" и т.п.), редких форм (типа "суда") или отдельных крупных направлений (типа ОДИ). О них можно будет поговорить отдельно, есть всякие разные интересные процедурки.

На этом семинаре хотелось бы поговорить о различных форматах более предметно - как это делается, для чего лучше выбирать тот или иной формат, как сопоставлять формат с задачами и т.п.
« Последнее редактирование: Январь 19, 2011, 10:42:44 от Kat Bilbo » Записан

До связи!
К.
juray
Свои
Sr. Member
*****
Сообщений: 338


Втулку в танк!

219745363
Просмотр профиля WWW
« Ответ #1 : Январь 18, 2011, 07:41:29 »

Если подразумевается обсуждение - то "лекция" сразу переходит в формат "доклада".

В данном списке форматов нет пункта "доклад" Улыбающийся
Может быть все же, "семинар классический", который , как сказано в п.1 и есть доклад + обсуждение ?
Записан

Флюгер был приколочен намертво, и ветер обречённо дул в одном направлении.
Jabber: jurimy@jabber.rootbash.com
Kat Bilbo
Administrator
Hero Member
*****
Сообщений: 1019


149081628
Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #2 : Январь 18, 2011, 08:36:57 »

Ну да, там же так и написано в п.1. :-)

Я не разбирала, что такое отдельный доклад, сообщение или реферат там. Я именно форму занятия рассматривала, процедуру, а доклад в ней - элемент.
Записан

До связи!
К.
ch-olga
Свои
Newbie
*****
Сообщений: 40


Просмотр профиля Email
« Ответ #3 : Январь 19, 2011, 06:14:41 »

Я бы заметила, что у тебя слегка разнородными получились форматы.
Например, "мозговой штурм" - это формат групповой работы, который может использоваться и на семинаре, и на мастер-классе.

я бы выделяла всякие крупные сборища: симпозиум, конференция, форум, фестиваль, игра, семинар, круглый стол и т.п.

внутри этого могут быть доклады, лекции, семинары, дискуссии, диспуты, мастер-классы, творческие мастерские, практикумы, экспертиза и т.п.

могут быть разные цели: обучающие, обмен опытом, информирование о достижениях, решение проблемы, проектирование, выработка концепций и согласование понятий, в общем-то в трех плоскостях - понятийно-концептуальной и аналитической, коммуникативной и общенческой, и организационно-деятельностной и практической.

может быть акцент по времени: анализ и обмен прошлым опытом, обсуждение и анализ текущего состояния, перспективное планирование и проектирование

Могут быть различные форматы групповой работы: мозговой штурм, имитационное моделирование, фанки-битва, форсайт, экспертные панели и т.д.

внутри крупного события может быть несколько разных форматов. Может быть событие состоящее из одного формата внутри которого единственный формат взаимодействия - например, публичная лекция, или круглый стол, или проектный семинар.
Записан
Kat Bilbo
Administrator
Hero Member
*****
Сообщений: 1019


149081628
Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #4 : Январь 19, 2011, 10:11:30 »

Ну я их по иерархии не расставляла - просто взяла по списку то, что обычно используется, те слова, которые на слуху и общеизвестны, в частности, на ролевых конвентах и семинарах. Пояснила значения общеупотребительных терминов, а то народ дико путается.

Помощь нужна как раз в упорядочивании этого дела. Как-то более подробно, с описанием, что есть что и что для чего лучше.
« Последнее редактирование: Январь 19, 2011, 10:28:27 от Kat Bilbo » Записан

До связи!
К.
ch-olga
Свои
Newbie
*****
Сообщений: 40


Просмотр профиля Email
« Ответ #5 : Январь 20, 2011, 03:49:30 »

А какая цель такого описания? И какой нужен объем описания? В принципе то что ты написала, все верно.
Записан
Kat Bilbo
Administrator
Hero Member
*****
Сообщений: 1019


149081628
Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #6 : Январь 20, 2011, 10:15:09 »

Объём неважен, то есть опционален. Цель - это дать людям (конкретно коллегам из ролевой тусовки) представление о том, какие форматы для чего полезны и как это делается хотя бы в общих чертах, чтобы они могли не наугад, а прицельно выбирать и делать сами. И создавать сами. Потому что сейчас пока что новых форм почти никто не придумывает, кроме отдельных продвинутых в этом смысле товарищей, имеющих более-менее существенную практику семинарско-игровой работы. А хочется, чтобы это умение освоили и другие.

На эту тему хотелось бы сделать какую-то более подробную и развёрнутую методичку. Было бы клёво для примера описать и несколько необычных форматов типа реактора или какой-нибудь там фанки-битвы. Что творческая мысль задвигалась. Я понимаю, что тут тоже главное практика, но было б неплохо, чтобы хотя бы теоретическую часть можно было прочесть, а не пересказывать.

Вот примерно так же мне хотелось бы ещё сделать какой-то ликбез (теоретический и практический) по схематизации, но и это как следует готовить тоже надо.
Записан

До связи!
К.
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.13 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!