Б.Пэт, Г.Ницце, "Новости столицы", 5 апреля.

Игра или жизнь?

Наряду с уже (к сожалению) привычными глазу простого гражданина "свиньями" и мотоциклетными бандами, в последнее время все чаще можно видеть парней и девушек в ярких, имитирующих старинные, костюмах, нарядах, порой с картонными мечами и в пластиковых доспехах, а то и с настоящим оружием. Кто же они? Следует ли принимать на веру утверждения их вожаков, что эти подростки - просто любители истории, жаждущие воссоздать древние традиции, одежду и оружие, или лучше погодить?

Мы обратились к ведущему специалисту в этой области, главному консультанту столичного полицейского департамента, психиатру К.Монку. «Это можно охарактеризовать как психическое заболевание, которое называется неврозом навязчивых состояний, — считает профессор Кантор Монк. — К нему относятся все формы игромании, начиная от игровых автоматов и заканчивая историческими играми. Это одна из наиболее распространенных и трудно поддающихся лечению форм психических расстройств».

Именно такую фантазию на стыке с реальностью К.Монк считает одной из наиболее опасных для психики человека. «Для близких это опасно потому, что «игроки» перестают замечать близких, — говорит психиатр. — Они живут только в своих фантазиях и играх. Для организаторов игр это выгодно, и они эту пагубную страсть подпитывают, потому что это — деньги. А для самих «игроков» это опасно, поскольку они утрачивают все нормальные социальные связи, забывают о детях, женах, семье, родителях и погружаются в мир фантазий. Близкие становятся им неинтересны. Работа дает им только источник существования — деньги - и полностью утрачивает творческий смысл. А главная опасность кроется в том, что, наигравшись в своих клубах, они захотят поиграть в жизни». И реальность, увы, подтверждает опасения профессора. Неоднократно до нас доходили слухи о ритуальных убийствах, практикуемых в некоторых из этих клубов.

Есть среди этой компании и настоящие демонопоклонники. Лидеры демонопоклоннического движения пытаются представить свою секту чем-то вроде элитарного клуба эрудитов. Так, на базе подросткового центра эстетического воспитания, расположенного в самом центре столицы, была объявлена Всеостровная сюжетно-историческая игра по мотивам летописей и баллад «10 дней в прошлом» с выездом на десять дней в палаточный лагерь. У многих молодых людей в результате таких игр нарушается психика. Одна из девушек после участия в "игровых" обрядах oкoлo года лечилась в психиатрической больнице. Столичные демонопоклонники поддерживают связь с единоверцами из Крайнего, Бересклета, других городов. И связь эта заключается не только в обмене методической литературой и снятыми на пленку обрядами, поездками друг к другу на ритуальные мероприятия. При необходимости они могут оказать друг другу помощь организованными группами крепких парней.

Впрочем, и мирные "любители истории" не всегда безобидны. Вот что пишет возмущенный гражданин, встретивший компанию таких великовозрастных "детишек" ранней весной: "Затоптали лыжню, поколотили кое-кого из своих же, в странной экипировке они появляются среди добропорядочных граждан. Что же дальше? От собак прохода нет, и здесь - на тебе: невменяемый товарищ навстречу попадется, дa еще с палкой. Выходит, надо увеличивать затраты на правоохранительные органы. А потом "игровику" этому может потребоваться не такое уж дешевое место в психлечебнице, различные социальные льготы. Так за что членам клуба «Пограничье» выделять деньги и помещение?" Ответа от властей на свой вполне закономерный вопрос этот честный гражданин так и не дождался...

Впрочем, некоторые ученые смотрят на проблему с другой, подчас неожиданной стороны. Вот мнение видного культуролога, доцента Юла Джейсона: "Можно наблюдать подчас, что вместо того, чтобы читать ребенку одобренные педагогами сказки, родители воспитывают его на древних историях и легендах; в этом проявляется этнофункциональное нарушение проработки содержания стадий онтогенеза. Интересно отметить, что именно пресловутые легенды породили на современном Острове целую молодежную субкультуру, фактически оторванную от современной природной и этнокультурной реальности и полностью погруженную в «иной мир» соответствующих мировоззренческих и поведенческих стереотипов. В этой субкультуре, по нашим наблюдениям, индивиды подчас полностью перенимают образ мышления, быт, одежду, язык, верования, тип питания и другие признаки, соответствующие усвоенным ими псевдоисторическими взглядам. Такое широкое и углубленное усвоение архоэтничной субкультуры стало возможно лишь в наше время, в конечном счете вследствие развития средств массовой информации и коммуникации. Оно в целом является как раз тем, что в научной среде называют «антисистемой» по отношению к конкретной этнокультурной и природной среде, каковая "антисистема" может оказывать разрушающее воздействие как на психику и организм отдельного человека, так и на общество и даже ландшафт и климат в целом".

Но увы, реальность порой оказывается гораздо грубее и примитивнее высокоинтеллектуальных рассуждений ученых. На прошлой неделе в Верхнем Городе прошел семинар, организованный местным Центром помощи семье и детям.

«Пятнадцатилетний сын попал к "свиньям". Он очень изменился, употребляет нецензурные слова и вообще стал каким-то агрессивным. Может быть, что-то и надуманно. Но меня это очень волнует», — с такой проблемой пришла в Центр психолого-педагогической помощи семье и детям средних лет женщина. С подобными ситуациями сотрудники центра встречаются все чаще и чаще. И вот недавно они организовали семинар, посвященный проблемам неформальных объединений молодежи. На мероприятие были приглашены психологи, педагоги, работники социальных служб. Первыми перед слушателями выступили сотрудники СОРК. Приведенные ими цифры никак не вызывали оптимизма. Вот лишь некоторые из них: в прошлом году из 2812 преступлений 1951 было совершено подростковыми группами. Одна из таких групп даже умудрилась получить помещение в том же здании, что и Центр, прикрывшись названием "Клуб любителей исторической реконструкции и игрового моделирования".

Что же такое так называемые исторические игры? Известно, что, к примеру, от наркопрепаратов у человека изменяется состояние сознания и окружающий мир он воспринимает не таким, каков он есть на самом деле. В случае с "клубом исторических реконструкций" из Верхнего, похоже, произошло то же самое. Только толчком к изменению сознания послужили не наркотики, а игра, которая поглотила их, стала смыслом жизни. У подростков возникла эйфория, при которой человек забывает о своих обязанностях и полностью утрачивает интерес к пространственным и временным связям. При такой эйфории происходит своеобразное раздвоение личности. Иногда человек ясно ощущает взгляд на самого себя со стороны и ему кажется, что он вправе совершить любой, даже самый безумный, поступок и никаких негативных последствий для него не будет.
      Вредны ли в таком случае исторические игры? "Уж если запрещать их, то придется наложить «табу» и на игровые автоматы, из-за которых у детей также происходят психические сдвиги, - считает сотрудница Центра. - Все зависит от интеллектуального и нравственного развития подростка. И еще от того, есть ли рядом взрослые, способные вовремя заметить неадекватное поведение юнца и помочь ему."

В заключение мы хотим представить уважаемым читателям интервью с доктором психологии А.Волем:

"- Не всегда девиантное поведение подростков проявляется в антисоциальном поведении и явных психических отклонениях. Зачастую оно может маскироваться под аутизм, то есть необщительность, нежелание участвовать в социальной работе, в отсутствии активного импулься социализации. Для таких промежуточных состояний характерны не анти-, а асоциальные отклонения. Подросток замыкается в своем внутреннем мире, сторонится компании однолеток, много читает, интересуется самыми неожиданными вещами. Это пока еще не девиация, но предпосылки к ней.
      - Доктор, но ведь мы сейчас ведем речь не о тихих домашних мальчиках, а о группировках, порой полукриминального характера.
       - Да, для девиантов харктерно стремление сбиваться в компании. Там они находят то, чего не находят у родителей и вообще в нормальном социуме. А именно - мисдиминоральные контакты, затрагивающие латентные слои...
       - Извините, а что это значит? Если более простыми словами.
       - Ну, я хотел сказать, что в таких замкнутых группах нормой является как раз отклонение. То, что социум не приемлет, для них повод для гордости. Они понимают, что они не такие, как обычные люди, и со всем подростковым максимализмом считают себя выше нормального социума.
       - Сверхчеловеки, то есть?
       - Не всегда это осознанно, но такая подоплека наличествует.
       - Но вы ведь говорили и о тихих домашних мальчиках...
       - Именно! Как раз тихие и скромные домашние мальчики становятся в таких компаниях, группах, а порой даже сектах, наиболее вовлеченными и активными членами! Таким образом они компенсируют недостаток общения и комплекс неполноценности. Вместо адаптации к реальным социальным нормам, они предпочитают комфортное существование в замкнутых, искусственных мирках, в которых они воображают себя героями и мучениками. По этой причине, кстати, становятся все более популярными так называемые "исторические" и "археологические клубы".
       - Но позвольте, Вы хотите сказать, что археологи...
       - Я говорю не о студентах и аспирантах, а о самодеятельных организациях. Под присмотром педагогов ничего подобного, естественно, произойти не может.
       - То есть, сегодня мальчик увлекся древними преданиями, а завтра он готов молиться демонам?
       - Не обязательно именно так, но девиантность будет расти, несомненно. И закончится это в лучшем случае курсом лечения и адаптации...
       - А в худшем?
       - А в худшем мы получим фанатика и потенциального убийцу.
       - Из-за книжек?
       - Из-за отрицания реального мира.
       - Спасибо, доктор, Вы замечательно все обьяснили для наших читателей."

Вот так, от книжек - к культу. На историческое капище "исторические" экстремисты приносят в жертву свои и чужие жизни. Зацикливание на одной теме рано или поздно приведет к фанатизму. Здесь нет распутья — дорога прямая.